Юрий Кобзев – о законопроекте для ускорения получения медпомощи гражданами

На заседании экспертно — консультативного совета фракции «Единая Россия» в Государственной Думе одобрена законодательная инициатива «О внесении изменений в статью 20 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Далее проект будет вынесен на обсуждение в парламент. Принятие данного законопроекта ускорит получение гражданами своевременной и качественной медицинской помощи и позволит обеспечить правовую защищенность медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи, отметил докладчик, член комитета Госдумы по охране здоровья, региональный координатор проекта «Единой России» «Здоровое будущее» Юрий Кобзев.

«Сегодняшнее решение – переход на новый этап в нашей двухлетней работе с председателем комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрием Морозовым  совместно с профильной комиссией Министерства здравоохранения Российской Федерации по специальности «Скорая медицинская помощь», — отметил парламентарий. — Принятие данного законопроекта ускорит получение гражданами своевременной и качественной медицинской помощи и позволит обеспечить правовую защищенность медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи».

Законопроект разработан для устранения правовой неопределенности, возникающей при получении информированного добровольного согласия (ИДС) пациента на медицинское вмешательство в рамках оказания скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации.

В соответствии с п. 9 ст. 20 Ф3 № 323 допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю.

«Однако проблема в том, что законодательством четко не определено, какие случаи и состояния считать угрозой, а какие нет. Не описаны заболевания, патологические состояния, признаки, свидетельствующие именно об угрозе жизни. Не обозначен механизм определения угрозы. Кроме того, состояние больного может не быть угрозой для жизни в конкретную минуту, но неоказание помощи приведет в последующем к угрожающему жизни состоянию. Например, при задержке с оказанием неотложной медицинской помощи при гипертоническом кризе возможно осложнение геморрагическим инсультом в течение нескольких минут», — обратил внимание депутат.

В условиях оказания «скорой медицинской помощи» определить способность пациента понимать и осознавать значение своих действий (согласие либо отказ от медицинского вмешательства) бывает крайне затруднительно ввиду ряда особенностей оказания скорой медицинской помощи, пояснил Юрий Кобзев. В частности, если человек находится в состоянии психологического стресса, и не способен адекватно оценивать тяжесть своего состояния и угрозу жизни, либо состояние пациента исключает возможность общения с ним при переломе челюсти и других травмах. Затрудняет оперативное получение ИДС отсутствие на месте оказания медицинской помощи законного представителя несовершеннолетнего пациента. При массовых дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных происшествиях до момента объявления ЧС всегда очень ограниченно время контакта с пациентом.

«В случае принятия законопроекта, у медицинского работника скорой медицинской помощи появляется возможность действовать незамедлительно и своевременно», — рассказал Юрий Кобзев. Законопроект также устраняет сложившиеся к настоящему времени противоречия между нормативно правовыми актами в этой сфере, в частности, со статьей 124 Уголовного кодекса Российской Федерации о неоказании помощи больному.

В настоящее время отказ гражданина от медицинского вмешательства должен быть оформлен в соответствии с п.8 ст.20 Ф3 № 323 П. 1 ч. 10 ст. 20. ФЗ № 323 предусматривает, что решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в связи с его неспособностью выразить свою волю принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом, с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации.

«В условиях оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации собрать консилиум невозможно. Кроме того, законом не определено, кто из медицинских работников, прибывших на место вызова в составе бригады скорой медицинской помощи и равнозначных по полномочиям, должен принимать решение о медицинском вмешательстве. Законопроект предлагает устранить данный пробел и включить в перечень лиц, принимающих решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в связи с его неспособностью выразить свою волю, медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенного старшим», — заключил Юрий Кобзев.

Поделиться ссылкой: